Рейтинг@Mail.ru

Хороший микрофон для стрима и подкаста. Как записать звук

Главной моей целью при создании этого обзора/сравнения/гайда, называйте как хотите, было показать как записывать голос.

Казалось бы, что может быть проще? Говоришь в эту блестящую штуку, и всех делов! Фундаментально это конечно же так, но на практике всё несколько сложнее. И я постарался показать как правильно записывать звук на примере двух дешевых микрофонов.



У себя в голове я сформировал некий план, и он таков:

  • Сделать несколько тестов
  • Исходя из тестов сделать выводы
  • Поделиться знаниями о микрофонах и особенностях работы с ними
  • Показать как программно обработать полученный звук
  • Наглядно показать для чего необходимы различные аксессуары
  • Как не переплатить жадным ублюдкам

В первую очередь, безусловно, всё это будет интересно и полезно тем, кто хочет попробовать свои силы в видеоблогинге или подкастах, или только начинает, однако бывалые могут почерпнуть полезной информации в третьей части, где я рассказал об обработке.

Как текст неотделим от видео, так и видео неотделимо от текста. Оба формата прекрасно дополняют друг друга, поэтому я не стану повторяться, а лишь дополню то, о чем говорю в видео.

И еще одна важная деталь! Звук в видео не обработан практически никак, за исключением двух последних частей «О ценах» и «Итоги». Это сделано для того, чтобы оценить качество звука микрофонов и ощутить разницу, в сравнении с обработанным. Я не стал об этом говорить в видео, потому что считал, что это само собой разумеется, а теперь понял, что ошибся, но переделывать было поздно.

Ну что, мой дорогой друг, не устал от такого потрясающего предисловия?


Тесты и выводы.

Дальность и положение источника звука, и условия перегруза. Очевидно, что чем дальше источник звука, тем ниже громкость. Не очевидно то, что микрофон должен нормально писать звук, при изменении положения диктора. Это важный критерий потому, что очень тяжело сидеть в одной позе продолжительное время. Поэтому я советую подбирать микрофон с высокой чувствительностью. С другой стороны, чувствительность требует: а) хороших условий в помещении где ведется запись — желательно полное отсутствие постороннего шума; б) дикции — не причмокивать при записи, не давать «петуха». Это дело наживное.
Низкочувствительные микрофоны подходят для записи вокала — в них можно орать, а положение не настолько важно.

Музыкальные инструменты. Уже потом я сделал несколько записей для себя, и после обработки получилось более-менее сносно, но я всё равно считаю, что запись музыки на дешевые микрофоны для голоса — полная лажа.


Особенности использования микрофонов

BM-ка. В видео можно услышать… даже не знаю как их назвать… попукивания (?) при произношении звуков Б П и т. д. с учётом того, что поп-фильтр есть, просто он расположен чересчур близко к микрофону. Я мог говорить с нормального расстояния, но поскольку я решил никак не обрабатывать звук, это было бы тихо, и пришлось бы накручивать усиление, тогда бы появился статический шум… Короче, работа с BM это сплошные компромиссы. Где-то приходится уступать, где-то подстраиваться под микрофон.

Но не смотря на это, смело плюйте в глаз тому, кто скажет что китайский BM — говно. Да, у него есть некоторые поганые особенности, взять хоть совершенно неочевидную необходимость usb звуковой карты. Но в общем и целом, он пишет звук гораздо лучше чем гарнитура наушников или веб-камера. А если учесть его низкую цену, порядка 20 баксов, это просто идеальный первый микрофон.

Samson. Уже после записи я отметил одну интересную особенность — если две передние ножки «закрыть» приём звука становится более направленным. Но как и прежде мне добавить особо нечего, это хороший микрофон, не требующий лишних телодвижений, моя жизнь заметно облегчилась с момента его покупки.


 


О записи и обработке звука

Я использовал только самые основные эффекты и плагины, как правило, этого достаточно (мне уж точно), но никто не запрещает использовать что-то другое и в разных вариациях. Моей задачей было показать как делать, а не сделать за тебя.

Еще хотелось добавить, про подавление шума. Помимо шума, режется и полезный сигнал поэтому если шум еле слышный, иногда лучше перекрыть его наложенной музыкой, или без перерыва молоть языком.

Плюс ко всему, то, что я сделал плагинами в Sony Vegas, можно выполнить и штатными средствами в Audacity. Просто мне кажется удобней накинуть плагин, и выбрать пресет в SV или OBS, я привык к этому.

Отдельно про Streamlabs. Это действительно хороший сервис сделанный для людей. Он сильно заточен под твитч, большинство интерактивных функций работают именно на твиче — виджеты для голосования прямо в окне трансляции, розыгрыши, заказ музыки, система лояльности с начислением зрителям «валюты», которую они смогут потратить на то что ты им сможешь предложить, будь то ответ на вопрос или открытка с автографом — ограничено только твоей фантазией.

Ссылки на программы:

О приблудах

Не стоит пренебрегать своим личным удобством. Пока я не прикупил пантограф, я пользовался настольной стойкой, которую после записи разбирал и убирал в стол. И иногда ловил себя на мысли, что мне не хочется собирать всё это, подключать по новой. Это те мелочи, из которых состоит жизнь, так что зачем всё усложнять?


О ценах

Вот где у меня реально подгорает. Возможно есть какое-то разумное объяснение запредельных цен в наших магазах, но кроме жадности я другого не вижу.

Кто-то может возразить, что в магазах продают качественные вещи для профессионалов, но это полная чушь. В том же поп-фильтре нет ничего волшебного, это на самом деле просто ткань и пластик. Самые обыкновенные. Пантограф так вообще, четыре квадратных трубки, шесть уголков, горстка болтов и гаек, да пружины. Откуда такие бешеные цены?

Ниже наглядная таблица по ценам, со ссылками на магазины.

Магазины в России Aliexpress
Микрофон Samson Meteor Pop-music 5750 р. ~ 4700 р.
Стойка-пантограф Музторг 2500 р. ~ 1300 р.
Поп-фильтр Музторг 1200 р. 0 рублей, подарок к стойке
Настольная стойка Музторг 650 р. ~ 375 р.
Итого: 10100 р. 6375 р.

На разницу можно взять BM-700 со звуковой картой, и еще останется на печеньки!


 

Итоги

Все с чего-то начинали, но гораздо проще начать, когда есть от чего оттолкнуться. Я множество раз видел людей которые делают интересные вещи, но со звуком у них полный швах. Некоторые просто не понимают важности хорошего звука. Некоторые считают, что на это надо потратить кучу денег. Некоторые просто не умеют. А кто-то никогда и не начнёт, предполагая что это будет слишком сложно. Надеюсь, что мой пример поможет.

P.S. У меня тоже не всё идеально, я это прекрасно знаю, и стараюсь сделать лучше. Пока делал видос сам для себя много нового почерпнул. Так что, никогда не надо останавливаться.


 

Читайте также:

Top